2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России и 75-летия Центра дополнительного образования Багаевского района.

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. К началу сороковых годов система внешкольных учреждений для детей была в целом сформирована. Основу её составляли дворцы и дома пионеров, первые из которых были открыты в нескольких районах Москвы в 1923-1924 годах. Постепенно сеть внешкольных учреждений, связанных с деятельностью пионерской организации распространяется по стране и уже в тридцатые годы становится достаточно широкой. Хотя в отдаленных и небольших городках дома пионеров открывались значительно позднее. В 30-40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений — специализированные и комплексные. В этот период значительно повысилась способность внешкольных учреждений к увеличению охвата подростков. Одновременно с этим повышается значимость индивидуально-личностного подхода, расширяется сфера его применения, повышается статус ребенка как личности.

В конце 30-х — начале 40-х годов значительное внимание уделялось оборонным вопросам. Это было связано как с определенной милитаризацией всего жизненного уклада страны во второй половине 30-х годов, так и с началом второй мировой войны. В различных оборонных соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом и т.д. участвовали многие воспитанники внешкольных учреждений.

Великая отечественная война несколько притормозила развитие внешкольных учреждений. Часть из них, попавшая в зону военных действий была разрушена, на оккупированных территориях запрещалась деятельность не только детских идеологических организаций, но и кружковая работа с детьми. В тыловых регионах работа внешкольных учреждений в целом не прекращалась, хотя в помещениях некоторых из них размещались госпитали и штабы воинских частей, а многие подростки работали на военных заводах. В этот период во внешкольной работе усиливается патриотическое направление. Помимо обычной кружковой работы проводятся различные патриотические и социально-значимые мероприятия (концерты в госпиталях для раненых, изготовление и отправка подарков фронтовикам, необходимые трудовые акции и т.д.). Кроме того, развиваются такие формы работы как агитбригады, политинформации, встречи с фронтовиками и т.д. Воспитанники внешкольных учреждений являются инициаторами и принимают участие в различных социально-значимых акциях: ребята собирали цветной металлолом, патефонные пластинки, подушки для госпиталей, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Однако и в этот период появлялись не только новые формы, но и новые учреждения. Так, в

далеком послевоенном 1943 году, после освобождения от немецко-фашистских захватчиков нашего района в станице  Багаевской на пересечении улицы Демьяна Белного ул. улицы В.И. Ленина, в казачьем курене  был  открыт первый в районе Дом Пионеров и школьников.  У времени есть своя память – история.  С первых дней своего основания Дом Пионеров и школьников становится центром пионерско-комсомольской работы и совместно со школами  района решает задачи воспитания детей, их всестороннего развития, физического, нравственного и эстетического совершенствования.

В учреждении в то время проходят слеты, туристические походы, сборы, торжественные собрания, парады, вечера и встречи.

В  мае 1954 года, на областном пионерском слете в г. Ростове – на – Дону , Багаевский Дом Пионеров и школьников был признан  одним из лучших в пионерском движении.

Пионеры собирали металлолом, а его война оставила очень много. Под руководством вожатых Дома пионеров ребятами собранный металлолом был отправлен в город Ростов –на- Дону  на завод «Россельмаш» из которого был изготовлен комбайн и торжественно передан в колхоз Красный Октябрь Веселовского района. В этот периол работали замечательные директора и педагоги: Андреева Алевтина Федоровна, Довыдова Анна Тимофеевна.

Конец 50 -х — начало 60-х годов ХХ столетия часто обозначают словом «оттепель». Относительная демократизация и гуманизация (в сравнении со сталинским режимом) коснулась различных сфер жизнедеятельности нашего общества. Существенно меняется формулировка социального заказа образовательно-воспитательным учреждениям. Вместо политизированного воспитания активного строителя коммунизма, предлагается воспитание гармонически развитой личности. Хотя в этой гармонии идеологическое воспитание по-прежнему остается преобладающем и охватывает как школьную, так и внешкольную сферы жизнедеятельности детей и подростков. В шестидесятые — начале семидесятых годов в педагогической теории и практике несколько усиливается внимание к организации воспитательного процесса по месту жительства.В этот период работают талантливые педагоги и директора: Пацукова Надежда Павловна (1960-1963 г.г.), Шрамко Тамара Александровна, Молчанова Раиса Михайловна. Появляются районные пионерские дружины и другие формы объединения детей во внешкольный период, которые, однако, носили экспериментальный характер и не получили широкого распространения. В это же время начинает бурно развиваться система подростковых клубов по месту жительства, которые становятся обязательным элементом социальной инфраструктуры жилых микрорайонов. Одно из предназначений подростковых клубов — сделать дополнительное образование ближе и доступнее для детей. Часто не имея достаточной материальной базы (помещений, оборудования). Дом пионеров и школьников переводят в помещение бывших конюшен, здесь объединяют с Домом культуры и районной библитекой. К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли. Работу Дома пионеров возглавляет Сердюкова Людмила Евгеньевна, затем Андреева Наталья Борисовна (1969-1979гг.), Достаточно интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. На центральной площади строится новое здание Дома пионеров и школьников работу которого возглавляют директора: Бойченко Ирина Дмитриевна , Зайко Валентина Ивановна, впервые в районе появляется богатейший класс хореографии, учащиеся занимают призовые места как на областных так и на Всероссийских фестивалях и конкурсах. Развиваются вокально-инструментальные ансамбли под руководством педагогов Юданова Сергея Васильевича и Пороновича Андрея. Валентин Кузьмич Бойко возглавляет кружок «Варяг», многие мальчишки влюбились в морское дело. Так Сережа Калинин навсегда полюбил море. Кроме этого он очень хорошо играл на баяне.

ВС1987 года претерпевают изменения методы работы с детьми. Руководители кружков и студий все шире начинают использовать проведение экспериментов, опытов, практических занятий. Для закрепления теоретических знаний и формирования познавательного интереса организуются экскурсии, походы, экспедиции. Все более активно воспитанники внешкольных учреждений привлекаются к научно-исследовательской деятельности через работу с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовку рефератов и докладов. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах. В этот период возглавляет Дом пионеров молодой и инициативный, педагог Мулько Галина Васильевна (1987-1990гг.)

Внешкольные учреждения становятся одним из полноправных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме.

В этот период работали директора и педагоги: Кладьковы Раиса Григорьевна и Иван Алексевич, На смену пришла директором Черановская Маргарита Ивановна

Социально-экономические и политические изменения в стране привели к реорганизации системы внешкольной работы, обусловили изменения в содержании деятельности районного Дома пионеров. В 1992 году он был преобразован в Дом детского творчества.Реорганизация Районного Дома пионеров была вызвана сокращением влияния на детей и подростков пионерской и комсомольской организаций, сужением воспитательной функции образовательных учреждений, усилением значимости образовательной деятельности, требующей качественно нового содержания и соответствующего методического сопровождения.

В 1997 году новые влияния школьной реформы вносят свои коррективы в деятельность Домов творчества, Станций туристов, Спортивных  школ . Багаевский Дом творчества, Спортивная школа и станция Юных туристов реорганизованы в Центр дополнительного образования для детей, а система внешкольного образования переходит  в новое качество – в систему дополнительного образования. В этот период учреждением руководит молодой директор Пешехонова Татьяна Адамовна, с ней работают замечательные педагоги, заместители директора Леонова Гэльсина Галимзяновна, Полякова Елена Федоровна, Прилепская Наталья Владимировна, Обидина Татьяна Витальевна, Пиманова (Коломийцева_ Светлана Валериевна, Дрокина Раиса Григорьевна .

На основании Постановления Администрации Багаевского района № 905 от 31 октября 2000 года. Дом Детского творчества получил новый статус:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей  Багаевского района находился по адресу:  ул.Красноармейская,14. И занимал часть здания детского сада «Колокольчик».В 2001 году полномочия директора передала мне Рябова Ирина Николаевна. Сложно было руководить таким  большим коллективом, В него входили  опытные тренеры- преподаватели6 такие как Галдин Виктор Илич, Елецкиц Александр Валентинович, Кузнецов Александр Евгеньевич, Беловолов Игорь Георгиевич, Белова  (Колесникова ) Елена Александровна, Рустамов Абдула Исаевич, Галдин Леонид Ильич, Марков Дмитрий Валентинович. Педагоги Захарова Татьяна Васильевна, Лебедева Татьяна Михайловна, Дынник Ирина Вячеславовна, Качалина Анна Николаевна, Яценкова Марина Владимировна, Маркова Екатерина Викторовна, Толок Светлана Анатольевна, Пергат Алексей Митрофанович, Фомина Ирина Сергеевна, Миронов Владимир Николаевич, Пиманов Валерий Николаевич, Лебединский Виктор Петрович, Родина Оксана Ивановна и конечно наш педагоги наставники Тищенко Виктор Григорьевмч и Галина Ивановна. Обучалось у нас 2500 тысячи детей со всего Багаевского района.

Если проанализировать, то через дополнительное образование прошел каждый второй педагог района. Центр дополнительного образования для каждого стал стартовой чертой в большую жизнь, самых лучших специалистов постоянно забирают на руководящие должности. И вновь начинаешь обучать вновь при шедших специалистов.

Сегодня муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования  Багаевского района» — это многопрофильное конкурентоспособное учреждение нового поколения, прочно занимающее собственную нишу, где имеется свободный выбор деятельности для каждого ребенка, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, получить более высокий личностный статус и позитивную самооценку, а также эмоционально-психологическую защиту.
Миссия учреждения заключается в обеспечении необходимых условий для личностного роста, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте, как правило, от 6 до 18 лет;

— реализация дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, в том числе дополнительных предпрофессиональных

— оказание услуг в интересах личности, общества, государства;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания  детей;

— выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

— профессиональная ориентация детей;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, ключевых компетенций, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

— адаптация детей к жизни в обществе;

— формирование общей культуры детей;

— организация содержательного досуга детей;

— удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом, научно-техническом, спортивно-техническом, эколого-биологическом, естественно-научном, культурологическом, туристско-краеведческом, военно-патриотическом, социально-педагогическом, физкультурно-спортивном, в творческом и интеллектуальном развитии;

— осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий  с учётом запросов региона, муниципальных образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;

— проведение массовой, учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической  работы, консалтинга, направленных на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей;

— оказание организационно-методической, информационно-методической, консультативной помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности, а также детским общественным организациям, в т.ч. на договорной основе.

создание комфортных условий для учащихся  Багаевского района; организация содержательного досуга.

Гражданско-патриотическому и духовно — нравственному воспитанию уделяется огромное внимание в каждом объединении МБУ ДО ЦДО. Процессом направленного духовного развития и воспитания в МБУ ДО ЦДО является содержание работы по Основам православной культуры- опыт педагогов творческой деятельности в соответствии с личностными потребностями и интересами- уникальный  педагог Порываева Татьяна Павловна.

Педагоги дополнительного образования в своей работе использовали в работе различные методы исследования для измерения духовно- нравственной воспитанности учащихся:

На протяжении 17 лет работы Центра наблюдается положительная динамика развития образовательного процесса.  В  текущем учебном году  педагогами Центра организована работа 82 объединениях и  в 4 –х клубах по месту жительства, в которых занимается  дети в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

Большую работу вели  и ведут поисковые отряды  «Булат» Самохин Валерий Александрович (2005-2016гг) на их счету подняты сотни неизаестныхсоддат и офицеров Красной Армии . Несудимов Геннадий Анатольевич (2017-2018гг) поисковый отряд «Булат». Обучающиеся  поискового отряда «Поиск» с 2001года ведут кропотливую работу по увековечиванию памяти погибших бойцов в годы ВОВ, в 2015году вышел первый том Книги Памяти, сейчас ведется работа над вторым дополненным томом Книги Памяти Багаевского района. Несудимов Г.А. руководит объединениями «Картинг и мотокросс», «Волейбол»- на их счету множество побед.. Васльев Александр Васильевич со своим объединением «Волейбол» были непобедимы как на районном, так и на областном уровне. Гордостью учреждения является и отряд «Юнармия» руководитель Аматуни Олег Эдуардович. Обучающиеся из хореографического коллектива «Грация» педагог Гилева Татьяна Николаевна ежегодно занимают призовые места на Всероссийских и областных конкурсах, без участия коллектива не обходится ни одно районное мероприятие. Татьяна Николаевна Гилева (Мигулина) и Немчинова Екатерина Викторовна выпускницы нашего учреждения  к сожалению безвременно ушла из жизни их педагог Никулина Любовь Васильевна, воспитавшая не одного талантливого специалиста. О наших педагогах , обучающихся и родителях можно говорить бесконечно, потому, что они необыкновенные,

Люди, они одержимые своей работой. Пасько Ирина Сергеевна воспитала прекрасных вокалистов Минчева Анатолия, Ершову Анну, Луценко Веронику, Казарян Диану и очень многих одаренных детей. Прекрасные педагоги работают в ЦДО: Кравцов Сергей Леонидович «Занимательный английский», Рыковская Светлана Вениаминовна «Занимательная математика», Качалин Владимир Александрович «Мир вокруг нас», Цибульская Ирина Сергеевна «Волшебная кисточка» , Локтионов Сергей Николаевич «Шахматы», Мятежный Андрей Борисович «Белая ладья», Ковалев Александр Иванович «Дзюдо» , Герман Александр Владимирович «Настольный теннис», Нестерова Татьяна Юрьевна «Казачата», Говоруха Елена Владимировна «Сценическое искусства», Нежельская Наталья Андреевна «Занимательный русский язык», Тюрина Людмила Владимировна «Занимательная физика», Подзолкина Оксана Алексндровна «Атлет» и многие другие.

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования « Центр дополнительного образования  Багаевского района» – многопрофильное учреждение первой категории , с 2003 года имеет  статус «Казачий», в котором в данное время  обучается  1150 обучающихся из  13 образовательных учреждений Багаевского района по 6 направленностям деятельности:

  1. Туристско-краеведческая;
  2. Физкультурно-спортивная;
  3. техническое;
  4. Художественная;
  5. Естественно -научная;
  6. Социально-педагогическая.

В мае 2011 года Центр дополнительного образования детей Багаевского района занял первое место в областном этапе IV Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования Российской Федерации. В мае 2012 года  награжден Благодарственным письмом Ростовской региональной детско-молодежной организацией «Содружество детей и молодежи Дона» и признан  одним из лучших в Ростовской области по воспитанию подрастающего поколения и развития детско-молодежного движения «Дончата» и Донская молодежь» в Ростовской области.

В профессиональном конкурсе «Сердце отдаю детям» наше учреждение имеет не плохой результат: Родина Оксана Ивановна- 2 место в Ростовской области, педагоги Яценкова Марина Николаевна, Кононенко Валерий Александрович и Голенских Марина Владимировна имеют Дипломы за участие, Пиманова Галина Васильевна 1 место  в Ростовской области.

Обучающиеся нашего Цента по 6 направленностям деятельности имеют дипломы и грамоты призеров и победителей областных, Всероссийских и Международных конкурсов и соревнований.75 лет в Багаевском районе развивается дополнительное образование, это и Детско-юношеская спортивная школа и Школа искусств, и наш Центр дополнительного образования.

Актуальность проблемы дополнительного образования детей является на сегодняшний день бесспорной, так как она непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства.
С праздником дорогие педагоги, с новыми трудовыми победами!

 

 

Директор МБУ ДО ЦДО  Пиманова Г.В.

Оставить комментарий