Страница педагога-психолога.

 

 

Самое надежное средство для профилактики вредных привычек

у детей – отсутствие примера для подражания в лице родителей!

 

Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков

 Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут — и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй — и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями во всём мире и доказали свою эффективность.

Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках — первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

Учитесь слушать.

Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

Давайте советы, но не давите советами. Подумайте о своём примере.

Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам.

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете. В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.  «Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми», — считает один из организаторов исследования Элизабет Плэнет. Как выяснилось в ходе исследования, 84 процента  подростков «предпочитают обсуждать свою жизнь с родителями во время семейного ужина».
В исследовании приняли участие более тысячи подростков в возрасте от 12 до 17 лет, а также их родители.

 Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:

  • чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей;
  • организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением;
  • поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать;
  • больше доверяйте своим детям;
  • не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы;
  • никогда не угрожайте детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь курить, то ……..!»;
  • чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения;
  • внимательно слушайте то, что говорят ваши дети;
  • никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение;
  • станьте другом вашему ребенку.

http://gymn35.minsk.edu.by›ru/main.aspx?guid=67621

 

Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога.

01.02.2023г.

Страница педагога-психолога.

Как реагировать, если ребенок говорит: “Я устал, ничего не хочу, мне ничего не интересно”? Считать ли это обыкновенной ленью или обращаться к психологу

В жизни современных школьников хватает стрессовых факторов: подготовка к экзаменам, домашние задания, внутренние перемены, а ещё — внешние факторы вроде новостей и окружающей обстановки. На фоне длительного и сильного стресса может возникнуть эмоциональное выгорание, которое нельзя игнорировать. От него страдает не только психика, но и физическое здоровье. Разбираемся, как справиться с выгоранием на учёбе.

Признаки эмоционального выгорания

  • Постоянная усталость. Даже если вы достаточно спите и отдыхаете, сил всё равно недостаточно, ощущение, что вы просыпаетесь уже усталым.
  • Плохой сон. Проблемы со сном проявляются по-разному: трудности с засыпанием, бессонница, постоянные пробуждения среди ночи. Нарушение сна — один из самых серьёзных признаков выгорания.
  • Частая простуда. При умственном и физическом перенапряжении страдает иммунитет. Организму становится труднее бороться с вредоносными вирусами и бактериями.
  • Трудности с концентрацией на занятиях. При умственном истощении в первую очередь страдают память и внимание: вы продолжаете сидеть над учебниками, но не можете сосредоточиться и понять смысл прочитанного абзаца; начинаете решать задачу, но путаетесь в последовательности действий; пытаетесь запомнить информацию, но она не задерживается в голове.
  • Снижение продуктивности. Выгорание часто проявляется ленью и нежеланием что-либо делать, при этом все попытки себя заставить оказываются бесполезными. Из-за этого страдает продуктивность — подготовка не продвигается, задания не выполняются.
  • Тревожность. Попытки избежать нового опыта или своей обычной деятельности, излишняя застенчивость, постоянное ощущение переутомления и неконтролируемые и беспричинные приступы страха или даже паники тоже говорят об эмоциональном истощении.

 

Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний 

Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п. Игровое как будто… раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. К этому приему близок прием придумывания сказок. (Придумаем сказку о стране бездельников… о стране детей… о доме, в котором живет доброта и т. п.).

Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ слайдов, видеофильмов, появление ребенка или взрослого в необычном образе и многое другое.

Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия и, конечно, его содержание. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для детей. Так, можно по-разному проводить итоговые занятия: в виде экскурсии по помещениям группы или всего детского сада, составляя программу концерта, отбирая картины для выставки, придумывая коллективный рассказ и т. д.

К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести также юмор и шутку, которые, к сожалению, очень редки на занятиях. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой располагает детей не только к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Дошкольники быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело, с юмором. Дети любят шутку, и при умелом руководстве взрослого она не только не вносит дезорганизацию, но и делает занятие интересным и запоминающимся. Веселые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми.

Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому полезно иногда предлагать детям вспомнить веселый случай из их собственной жизни. Хорошо, если воспитатель и родители рассказывают ребенку о смешных событиях, которые происходили с ними.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Исследования свидетельствуют о том, что наиболее действенным оказывается сочетание чтения художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и слушание музыки; слушание музыки и последующая изобразительная деятельность. Каждый вид искусства имеет свои специфические возможности влияния на личность, но разные в комплексе, они оказывают наиболее полное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При этом нельзя, однако, забывать о следующем противоречии: нарушение чувства меры при одновременном воздействии разных видов искусств приводит к обратному результату — ребенок перестает воспринимать то, что ему преподносится. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога.

Советы психолога

«Профилактика детского и подросткового суицида»

Страница педагога-психолога.

 Говоря о профилактике суицида, нужно в первую очередь отметить, что в подавляющем большинстве случаев самоубийства среди несовершеннолетних не являются внезапными и непредсказуемыми. Уход из жизни – это последняя капля, и те, кто думают о нем, дают окружающим понять свои намерения, хоть как-то. В ряде случаев на возможное самоубийство указывают лишь неуловимые намеки, но чаще всего угрозы вполне легко узнать.

 Чтобы предупредить суицид нужно осознать его возможность. Не думайте, что вы преувеличиваете потенциальную угрозу – лучше вмешайтесь, пока не поздно.

 Важно соблюдать следующие правила:

 -будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

— будьте терпеливы;

— не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

— не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;

— не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что…;

— делайте все от вас зависящее.

СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

 

  1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.

 

  1. ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.

 

3.БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев.

 

  1. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ — обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику. Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.

 

  1. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помочь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.

 

  1. НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ОБЩИЕ ФРАЗЫ «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту. Отговаривая, не упирать на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: «А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас!».

 При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

Профилактика суицида (презентация) 

 22.04.2022г.

 

 

«Выбор профессии – это второе рождение»

    Е.Климов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЛЕНИЕ

Как выбрать профессию?

Для этого возьмите лист бумаги, выпишите на него все свои увлечения и мечты, начиная с самого детства, не давая при этом им никакой оценки! Ведь то, что на первый взгляд может показаться несерьезным, на деле может быть вашим предназначением. Записывайте абсолютно всё. Вы любите ухаживать за цветами или животными – пишите, любите читать философские трактаты – тоже пишите, и так пишите обо всем, что вам интересно, что вас увлекает и приносит чувство удовлетворения. Помните, что людям нравится делать то, что у них хорошо получается.

Подумайте, в каких сферах деятельности это может быть использовано. Сопоставляем свои интересы с выбором будущих профессий. Можно напротив каждого увлечения выписать все подходящие профессии. Например, если вы любите животных и готовы за ними ухаживать, тогда вам, возможно, подойдет профессия ветеринара, зоолога, зоопсихолога, кинолога или дрессировщика. И так необходимо подобрать подходящие к вашим интересам и увлечениям все сферы деятельности.

Далее действуем методом исключения – необходимо зачеркнуть те специальности, которые по каким-то причинам вам не интересны. Например, если из профессий, связанных с работой с животными вам понравился лишь ветеринар, то остальные смело вычеркивайте. Таким образом, ваш список сократится, и вы станете ближе к поставленной цели.

Далее оцениваем свои профессиональные качества. Так если вы, например, любите петь, но при этом у вас проблемы со слухом и голосом, то профессию певца можно сразу вычеркнуть. И так необходимо проанализировать каждый пункт вашего списка, задавая себе вопрос: есть ли у вас для этого необходимые качества и можно ли их развить для достижения поставленной цели. Ведь известны множество фактов, когда для достижения своей мечты люди способны преодолеть массу препятствий путем упорных занятий.

Теперь, когда ваш список сократился ещё на несколько пунктов, просмотрите его внимательно, останавливаясь на каждом пункте в отдельности. Проделайте несложное упражнение, подключив при этом свою фантазию: сядьте удобно, расслабьтесь и представьте себя человеком уже состоявшемся в этой профессии. Так, например, если у вас в списке есть пункт «учитель», представьте себя учителем. Вы стоите у доски и объясняете своим ученикам новую тему урока, постарайтесь представить это с подробностями – как вы одеты, как оформлен класс, почувствуйте в своей руке мел или указку, а потом задайте себе очень важный вопрос: ЧТО Я ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЮ? Вы счастливы или вам стало как-то неуютно, или вы не чувствуете ни каких эмоций? Слушайте ваше сердце – оно никогда не обманывает. Если в этом случае вы не ощутили себя счастливым и довольным жизнью, то эта профессия не для вас! Пройдитесь так по всем пунктам, каждый раз слушая своё сердце. Вам опять придётся вычеркивать некоторые профессии.

А теперь, глядя на оставшиеся в вашем списке пункты, подумайте, возможно, все они могут объединиться в одну профессию. Далее задайте себе самый важный вопрос к каждому пункту: КАКИМ ДЕЛОМ Я СТАНУ ЗАНИМАТЬСЯ С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ДАЖЕ БЕСПЛАТНО? Ответ на этот вопрос и будет итогом ваших изысканий.

Помните, что каждому из нас ещё от рождения даны способности и таланты, которые мы должны развивать, что бы быть полезными обществу, чтобы реализовать себя в этой жизни и быть счастливыми.

Использован материал сайта http://psihologtver.ru/professionalnoe-samoopredelenie-sovetyi-psihologa.html

Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога.

Тест онлайн по методике Климова А.Е.  на профориентацию  postupi.online›test/klimova/ 

01.04.2022г.

 

ВРЕДНЫМ  ПРИВЫЧКАМ  СКАЖЕМ  –   НЕТ!

«Лучшего средства от хвори нет – делай зарядку до старости лет»  (древняя индийская пословица) –

под таким девизом в целях профилактики вредных привычек среди подрастающего поколения и формирования у ребят позитивного отношения к своему здоровью и пропаганды здорового образа жизни, были  проведены тематические  беседы в объединениях МБУ ДО ЦДО.

Ребята узнали о полезных привычках и о наиболее опасных для здоровья вредных, таких, как курение, алкоголь, наркомания и об их необратимых последствиях для человека. Говорили о том, что спорт в жизни играет огромную роль на пути к здоровому образу жизни, затронули необходимость соблюдения режима дня, выполнения утренней гимнастики и оказания дома посильной помощи в физическом труде.

Мероприятие сопровождалось показом  презентации. Также обучающиеся приняли участие в викторине «Ты и твое здоровье». В заключении все желали друг другу быть здоровыми и не поддаваться пагубным пристрастиям.

Педагог-психолог

Голенских М.В.

Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога. Страница педагога-психолога.

16.03.2022г.

Страница педагога-психолога.

Коммуникативная культура педагога

Коммуникативная культура обусловливает духовное развитие личности, формирует ее нравственный облик и является выражением нравственной жизни человека и составной частью формирования общей культуры личности в целом. Специфика педагогического общения, как условия создания гуманной развивающей среды в образовательном процессе, определяет приоритет коммуникативного аспекта в личностной культуре педагога. Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной культурой педагога, стремление к ее совершенствованию — обязательное условие педагогического мастерства.

Общение – главное орудие педагогической деятельности. Педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанником, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности. Психика — самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах обучающихся. Это задача настоящего современного педагога.

В рамках образовательной деятельности, в соответствии с планом работы на февраль месяц 2021-2022 учебного года педагога — психолога, в формате онлайн общения, было проведено тестирование на определение «Оценки уровня общительности» педагогов дополнительного образования МБУ ДО ЦДО. Опросник состоял из следующих вопросов:

 

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

По результатам опроса  даны следующие рекомендации:

 

  1. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
  2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное – программа или план занятия. Намного важнее–обучающиеся, их интересы, стремления.
  3. Необходимо учиться видеть в каждом учащемся «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
  4. Приходя на занятие, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса
  5. Педагог должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
  6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
  7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
  8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
  9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.   

28.02.2022г.

СЕМЬЯ-ЗОНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА!

Страница педагога-психолога.

Ребёнок – индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности. Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

  1. сплочённость,
  2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3 . высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

  1. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,
  2. ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Семью, в которой сложился благоприятный психологический климат, ученые называют психологически здоровой. Это семья, в которой каждый член семьи воспринимается как равный другим;  доверие, честность и открытость являются существенными,  члены семьи поддерживают друг друга.  В психологически здоровой семье отдыхают, радуются вместе,  принимают особенности и уникальность каждого, уважается право на privacy (наличие личного пространства)  каждый член семьи несет свою ответственность за семью в целом. Важное место в создании благоприятного психологического климата в семье принадлежит семейному укладу, семейным традициям, общим духовным ценностям. Наличие в семье отношения любви, заботы, внимания, сотрудничества делают климат теплым и приятным.

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Семья с неблагоприятным психологическим климатом характеризуется напряженной атмосферой, конфликтностью межличностным отношений, члены семьи отрицательно относятся друг к другу. В семье с неблагоприятным психологическим климатом ее члены испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, чувство незащищенности, чрезмерное нервно-психическое напряжение. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Все отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия – при всей их видимой «безобидности» – лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний. И они угнетающе действуют и на тех, кто рядом! Вот почему даже применительно к ним мы можем говорить об агрессивности отрицательных эмоциональных состояний. Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. И чем оно сильнее, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И что он в таком случае делает? Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, разорвать, разбить, чтобы дать выход этому напряжению! По сути, к этому и сводится вся «деятельность» человека, находящегося во власти такого состояния. Семьи с неблагоприятным психологическим климатом не создают условий для нормальной социализации как детей, так и взрослых, препятствуют личностному росту, делают несчастными всех членов семьи.

Вот поэтому мы и говорим о психологическом комфорте в семье, поскольку от этого во многом зависит развитие ребенка. Почему так трудно вернуть хорошее настроение? Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное количество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу. Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми: снижая уровень жизнедеятельности, они не только подрывают учебную продуктивность, но и содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы. Вот поэтому мы и говорим о психологическом комфорте в семье, поскольку от этого во многом зависит развитие ребенка. Рассмотрим различные стили воспитания и их влияние на развитие личности.

В связи с этим, существует несколько видов семей, по стилям воспитания:

Демократические родители — инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, часто хвалят, а за промахи как правильно не наказывают, объясняют почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители — импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать все, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате чего оно становится неуправляемым.

Авторитарные родители — раздражительные, конфликтные дети. Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а так же запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тревожны, а потому несчастны.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители по отношению к воспитанию свои детей.

Гипопротекция

Этот стиль воспитания подразумевает предоставление ребенку неограниченной свободы действий. Родители не контролируют его поступки, не знают, где и с кем их ребенок проводит свое время, чем он увлекается, кто его друзья, чего он хочет в жизни добиться. Родители исправно выполняют свои функции — ребенок одет, обут, сыт, но они не вкладывают в процесс воспитания личностный смысл. Ребенок ищет жизненные ценности за пределами семьи. Не всегда эти ценности соответствуют общественным нормам и закону.

Гиперпротекция

В основе такого стиля воспитания заложено повышенное внимание родителей к ребенку. Они контролируют каждый его шаг, устанавливают жесткие нормы и правила и требуют их неукоснительного исполнения. Личность ребенка при таком подходе полностью игнорируется. Ребенок плохо адаптируется к окружающей среде, ему сложно установить контакт со сверстниками, жизненная позиция, которую он занимает, — потребительская позиция. Большинство детей, став чуть старше, начинают протестовать против такого отношения к себе родителей, стремятся выбраться из-под опеки. Такой протест зачастую приводит к семейным конфликтам и вызывает у ребенка отклонения в поведении.

Кумир семьи

Воспитание в семье направлено на удовлетворение абсолютно всех потребностей ребенка. Родители пытаются оградить его от всех проблем, выполняют любые его капризы. Ребенок быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится быть в центре внимания многочисленных родственников. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется, так как привык, что за него все делают родители.

Эмоциональное отвержение

Ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это. Особенно, если в семье есть другой, любимый ребенок. Человек, воспитываемый в такой семье, становится очень ранимым и обидчивым.

Жестокое отношение

За любые, даже самые невинные проступки ребенок сурово наказывается родителями. Он испытывает постоянное чувство страха перед ними. Взрослея, ребенок ожесточается. Как правило, во взрослой жизни он становится очень жестоким человеком.

Воспитание вундеркинда

Родители пытаются вложить в ребенка максимальное количество знаний, всесторонне его развить. Помимо школьных занятий он посещает музыкальную, художественную школы, углубленно изучает иностранные языки, занимается в спортивных секциях. У него практически нет свободного времени на безобидные детские шалости или игры с друзьями. Он постоянно занят, постоянно спешит. У ребенка нет детства. Рано или поздно он начинает протестовать против такого режима, потому что его желания и интересы в семье практически не учитываются. Он вынужден заниматься тем, чем считают нужным его родители. Протестуя, ребенок начинает избегать занятий, стремится снизить нагрузки, в результате везде становится неуспевающим. Такие чрезмерные нагрузки истощают нервную систему ребенка, делают его тревожным и раздражительным.

Воспитание в культе болезни

Родители трясутся над ним, предупреждая все его желания. Он воспринимает  всякую болезнь как свою привилегию . Ждет от всех сочувствия и сострадания. Из таких детей вырастают приспособленцы и подхалимы.

Каждому ребенку в первую очередь хочется чувствовать родительскую любовь. Стройте свои отношения с малышом, основываясь на любви и доверии. Воспринимайте вашего ребенка как личность, как равного. Будьте для него другом, а не рабом или тираном. Если ребенок будет чувствовать ваше участие, вашу искренность, то у вас непременно получится вырастить из него достойного человека.

Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно прежде всего отказаться (по возможности) от местоимений «твой», «мой», «я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу.

Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Пусть ужин будет чуть позднее, однако за столом соберутся оба супруга, дети. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. К примеру, можно обсудить, кто как провел день, выяснить планы на завтра или ближайшее время, решить сложные вопросы, требующие поддержки или участия близких. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье.

Огромное значение имеет совместное ведение быта. К сожалению, когда один из супругов работает допоздна, разделить домашние дела поровну вряд ли получится. И все же нужно определить какое-то дело, которое члены семьи будут делать только вместе. Пусть это будет субботняя уборка или приготовление воскресного обеда, а может, совместный поход за покупками, но обязательно предполагающий участие обоих супругов и всех детей.

Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам. Можно взять себе за правило ходить каждые выходные, к примеру, на футбол или в кино. А может, просто выбираться на прогулку всей семьей. Хорошо, если есть возможность куда-то выехать в летние или зимние каникулы – ожидание, предвкушение совместной поездки также положительно скажется на общей семейной атмосфере. Однако не стоит забывать о личном пространстве, которое должно оставаться у каждого из супругов даже в самой дружной семье. Порой и мужу, и жене нужно побыть одному. Кому-то необходимо «сбежать» из дома, для других достаточно будет посидеть спокойно за книгой, забыв о семейных делах. Такая передышка позволит снять накопившуюся усталость, не вредя при этом брачным отношениям. Не зря ведь на любой работе положен отпуск – отдохнув, человек вернется к семейному очагу полным энергии и положительных эмоций.

Формирование благоприятного внутрисемейного климата – процесс ежедневный, требующий участия всех членов семьи, однако не предполагающий каких-либо денежных вложений или трудоемких действий. Достаточно лишь любить, уважать своих близких и ценить их присутствие. И тогда атмосфера внутри семьи будет наполнена светлыми чувствами.

Для статьи использован материал сайта: Альманах педагога

https://almanahpedagoga.ru/

Страница педагога-психолога.

25.02.2022г.

 Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ.

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.  Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов; Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:

-Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся. Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

-Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития. Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.

— Консультационная – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни; Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.

— Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе). Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.

-Организационно-методическая — разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.

Страница педагога-психолога.

Памятки для родителей.